• Мой отчет (0)
  • Добавить в мой отчет
  • Печать страницы
  • Центр загрузки
  • Интерактивный анализ
  • Обратная связь
  • Поделиться ссылкой

Обзор рынка

Рынок авиаперевозок

Международный рынок пассажирских авиаперевозок

Для мировой авиационной отрасли 2016 год стал достаточно успешным: по данным IATA, рост пассажирооборота в мире по сравнению с 2015 годом составил 5,9%. Объем пассажирских перевозок на регулярных рейсах вырос на 5,7%, до 3,8 млрд пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел по мировой отрасли, по предварительным оценкам, составил 80,2%, что на 0,2 п.п. ниже результата 2015 года.

В 2016 году наиболее динамично развивались перевозки в регионе Ближнего Востока. Рост пассажирооборота по сравнению с 2015 годом составил 10,8%.

Второе место по темпам роста занимает рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, где пассажирооборот увеличился на 8,9%.

В Европейском регионе пассажирооборот вырос на 3,8%. Основным драйвером Европейского рынка стал рост международных перевозок. Данная динамика обусловлена увеличением провозных мощностей на 3,8%, а также снижением доходных ставок за счет развития сегмента бюджетных перевозок и снижения стоимости топлива.

Североамериканский рынок показал увеличение пассажирооборота на 3,2%, что обеспечено устойчивым экономическим ростом Соединенных Штатов Америки и положительной динамикой перевозок на внутреннем рынке.

Доходы отрасли, по данным IATA, снизились на 2,4% по сравнению с предыдущим годом и составили 701 млрд долл. США. Традиционно основную их часть составили доходы от пассажирских перевозок – 71,9%. Снижение доходов связано с сокращением расходов на авиатопливо, что позволило авиаперевозчикам снизить доходные ставки без ущерба для рентабельности.

По предварительным оценкам IATA, чистая прибыль отрасли по итогам 2016 года составляет 35,6 млрд долл. США, что является наиболее высоким показателем в отрасли за прошедшие десять лет.

Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли
МЛРД ЧЕЛ.

Динамика пассажиропотока
на регулярных рейсах мировой отрасли<br /><span>МЛРД ЧЕЛ.</span

Темпы роста пассажирооборота и предельного пассажирооборота мировой отрасли

Примечание. Незначительные отклонения в расчете процентов изменения, промежуточных итогов и итогов на графиках настоящего годового отчета объясняются округлением.

Российский рынок пассажирских авиаперевозок

В 2016 году общий объем российского рынка, включая иностранных перевозчиков, снизился на 4,1% по сравнению с 2015 годом и составил 102,8 млн пассажиров. В частности, рейсами российских авиакомпаний было перевезено 88,6 млн пассажиров, на 3,8% меньше, чем годом ранее. Пассажирооборот российских авиаперевозчиков снизился на 5,0% и составил 215,6 млрд пассажиро-километров (пкм). При этом объем провозных мощностей уменьшился на 6,6% до 265,8 млрд кресло-километров (ккм), вследствие чего процент занятости пассажирских кресел российских авиакомпаний увеличился на 1,4 п.п., до 81,1%.

В отчетном периоде продолжили оказывать влияние такие факторы, как снижение поку- пательной способности населения, вызванное ослаблением курса национальной валюты, ограничения на полеты в Турцию, Египет, Украину, введенные в конце 2015 года, и соответствующее снижение продаж на рынке выездного туризма.

Эти факторы определили снижение в туристическом (чартерном) сегменте. По данным ТКП объем чартерных пассажирских перевозок в 2016 году уменьшился на 27,0% по сравнению с предыдущим годом, в том числе международные чартерные перевозки сократились на 39,8%. В результате количество пассажиров, перевезенных на международных направлениях (с учетом перевозок, выполняемых иностранными авиакомпаниями), в 2016 году снизилось на 15,1% по сравнению с 2015 годом и составило 46,4 млн человек.

Сегмент внутренних перевозок сохранил положительную динамику: количество пассажиров увеличилось на 7,3% по сравнению с предыдущим годом и составило 56,4 млн человек, что обусловлено развитием внутреннего туризма, в том числе за счет переориентации потоков выездного туризма. Средняя занятость пассажирских кресел на внутренних авиалиниях составила 79,5%, что на 2,9 п.п. выше, чем в 2015 году.

Пассажиропоток на российском рынке (с учетом иностранных авиакомпаний)
МЛН ЧЕЛ.

Пассажиропоток
на российском рынке (с учетом иностранных авиакомпаний)<br /><span>МЛН ЧЕЛ.</span>

Пассажиропоток на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛН ЧЕЛ.

Пассажиропоток
на российском рынке (без учета
иностранных авиакомпаний)<br /><span>МЛН ЧЕЛ.</span>


Пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛРД ПКМ

Пассажирооборот
на российском рынке (без учета
иностранных авиакомпаний)<br /><span>МЛРД ПКМ</span><br />

Предельный пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛРД ККМ

Предельный
пассажирооборот на российском рынке
(без учета иностранных авиакомпаний)<br /><span>МЛРД ККМ</span>

Динамика процента занятости пассажирских кресел на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
%

В течение 2016 года объем авиаперевозок на российском рынке снижался, однако в IV квартале падение приостановилось и пассажиропоток вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим годом. Изменение тренда связано с эффектом низкой базы сравнения, с ослаблением действия негативных факторов, влияющих на развитие авиаперевозок (в том числе стабилизацией валютного курса) и коррекцией доходных ставок в отрасли, что вместе с указанным эффектом валютного курса определило снижение рублевой стоимости поездки для пассажиров.

Группа «Аэрофлот» является одним из ключевых драйверов роста российского рынка авиаперевозок, обеспечивая транспортную доступность и мобильность населения. Без учета показавшей положительную динамику пассажиропотока Группы «Аэрофлот» рынок снизился на 12,5% по сравнению с 2015 годом.

Динамика темпов роста1 пассажиропотока российских и иностранных авиакомпаний в 2016 году

Динамика темпов роста пассажиропотока российских
и иностранных авиакомпаний в 2016 году

Динамика темпов роста1 пассажиропотока Группы «Аэрофлот» и российского рынка в 2016 году

Динамика темпов роста пассажиропотока Группы «Аэрофлот»
и российского рынка в 2016 году

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку в 2016 году

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на российском рынке
по пассажиропотоку в 2016 году
1 По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Российский рынок авиаперевозок является высококонсолидированным – на долю пяти крупнейших игроков приходится 70,4% пассажирских перевозок. Группа «Аэрофлот» – безусловный лидер на этом рынке. По итогам 2016 года доля Группы «Аэрофлот» составила 42,3% от общего объема перевозок на российском рынке, включая перевозки иностранными авиакомпаниями (в 2015 году – 36,7%). Увеличение рыночной доли Группы «Аэрофлот» наблюдалось в течение всего отчетного периода, при этом наибольший прирост отмечался в I и II кварталах.

Рост рыночной доли Группы «Аэрофлот» обеспечен эффективной бизнес-моделью и стратегией, которые определили устойчивость Группы к внешнеэкономическим и рыночным факторам. Рост доли Группы также связан с перераспределением долей авиакомпании «Трансаэро» (прекратила операционную деятельность в октябре 2015 года) и сокращающих свое присутствие на российском рынке иностранных перевозчиков. Дополнительное влияние на рост рыночной доли Группы «Аэрофлот» оказала активность в сегменте международных транзитных перевозок, прежде всего между Европой и Азией. Без учета международного транзита «чистая» доля рынка Группы «Аэрофлот» в 2016 году составила 40,0%. Определение чистого рынка является более корректным отображением рыночной доли в связи с тем, что пассажиры, следующие между пунктами Европы и Азии с пересадкой в Москве, не имеют отношения к российскому рынку, а сам факт привлечения данных пассажиров несет положительный экономический эффект не только для компании, но и для российской экономики в целом.

Ближайшими конкурентами Группы «Аэрофлот» являются Группа S7 (12,8%), Группа «ЮТэйр» (6,8%), «Уральские авиалинии» (6,3%). Доля иностранных перевозчиков на российском рынке составила 13,9%.

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку с учетом иностранных компаний

  2012 2013 2014 2015 2016
Международные авиалинии 28,4% 27,0% 26,1% 29,3% 39,4%
Внутренние авиалинии 32,6% 36,1% 38,0% 44,6% 44,6%
Всего 30,0% 30,5% 31,0% 36,8% 42,3%

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на «чистом» рынке1 по пассажиропотоку

  2012 2013 2014 2015 2016
Международные авиалинии 25,7% 24,1% 22,6% 24,1% 33,9%
Внутренние авиалинии 32,6% 36,1% 38,0% 44,6% 44,6%
Всего 28,4% 28,8% 29,1% 34,5% 40,0%
1«Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий перевозки иностранных компаний, но исключающий транзитные перевозки МВЛ-МВЛ, не относящиеся к локальному рынку страны.


Эволюция структуры российского рынка пассажирских авиаперевозок

Источник: ТКП, Росавиация

Структура российского рынка авиаперевозок по суммарному пассажиропотоку

Источник: ТКП, Росавиация

Рынок грузовых авиаперевозок

Объем мирового рынка грузовых авиаперевозок в 2016 году, по данным IATA, оценивается в 53,9 млн тонн, что на 3,2% превышает результат 2015 года. Грузооборот в мировой отрасли вырос на 3,4%. Доходы отрасли от грузовых перевозок снизились на 9,4% и составили 47,8 млрд долл. США. Сокращение расходов на авиатопливо позволило снизить доходные ставки без ущерба для прибыльности.

Объем российского рынка грузовых авиаперевозок (с учетом иностранных авиакомпаний) по итогам отчетного года составил 1,0 млн тонн, снизившись на 7,4% по сравнению с предыдущим годом. На международных направлениях объем перевозок грузов снизился на 11,1% до 779,4 тыс. тонн, что составляет 74,2% от общего объема грузовых авиаперевозок на российском рынке. На внутренних направлениях показатель увеличился на 5,3% до 271,6 тыс. тонн.

По итогам года безусловное лидерство по объему грузовых авиаперевозок на российском рынке сохраняет Группа компаний «Волга-Днепр» (50,8%). Группа «Аэрофлот» заняла второе место с долей 19,4%. На долю пяти крупнейших игроков приходится 78,7% от общего объема перевезенных грузов.

Динамика объема грузовых авиаперевозок на российском рынке
(с учетом иностранных авиакомпаний)
ТЫС. ТОНН

Динамика объема грузовых
авиаперевозок на российском рынке<br />
(с учетом иностранных авиакомпаний)<span><br />ТЫС. ТОНН</span>

Структура российского рынка грузовых авиаперевозок в 2016 году

Источник: ТКП, Росавиация