• Мой отчет (0)
  • Добавить в мой отчет
  • Печать страницы
  • Центр загрузки
  • Интерактивный анализ
  • Обратная связь
  • Поделиться ссылкой

Парк воздушных судов

Основные принципы развития парка воздушных судов

Группа «Аэрофлот» располагает сбалансированным парком воздушных судов и продолжает его развитие в соответствии с мультибрендовой стратегией. На протяжении последних лет велась активная работа по оптимизации и обновлению парка с целью повышения эффективности операционной деятельности Группы и минимизации расходов. За период с 2012 по 2016 год количество типов эксплуатируемых воздушных судов сократилось с 14 до 8.

В результате активного обновления парка воздушных судов в период с 2012 по 2016 год средний возраст эксплуатируемого парка Группы «Аэрофлот» снизился с 8,8 до 6,5 лет, а авиакомпании «Аэрофлот» – с 5,2 до 4,2 лет (по состоянию на конец года). Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот» является одним из самых молодых в мире.

Эволюция парка воздушных судов Группы «Аэрофлот»

2012 2016
Узкофюзеляжные (региональные)
SSJ100
Ан-148
Ан-12
Ан-24
DHC-8-200/300
SSJ100
DHC-8-200/300/402
DHC-6-400
Узкофюзеляжные (среднемагистральные)
Airbus A319/320/321
Boeing 737 (Classic)
Boeing 737 (NG)
Airbus A319/320/321
Boeing 737 (NG)
Широкофюзеляжные (дальнемагистральные)
Airbus A330
Boeing 767
Boeing 777
Ил-96
Ту-204
MD-11F
Airbus A330
Boeing 747
Boeing 777
14 типов воздушных судов 8 типов воздушных судов
Примечание. Данные не включают воздушные суда, не эксплуатировавшиеся авиакомпаниями Группы (в 2012 году – Ми-8, Як-40, Ту-154, в 2016 году – Ан-148 и Ан-24).


Парк Группы «Аэрофлот» на конец года1
КОЛИЧЕСТВО ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

1 Включая воздушные суда, переданные в субаренду.

Средний возраст парка воздушных судов в эксплуатации
ЛЕТ

Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот» сформирован и развивается в соответствии с особенностями бизнес-моделей и маршрутных сетей каждой из авиакомпаний.

Парк авиакомпании «Аэрофлот» включает несколько типов воздушных судов от крупнейших производителей и нацелен на обслуживание как массового, так и премиального сегмента рынка авиаперевозок. Самолеты имеют от двух до трех классов обслуживания пассажиров на борту.

Авиакомпания «Россия» эксплуатирует узкофюзеляжные воздушные суда Airbus и Boeing преимущественно на регулярных линиях, в то время как широкофюзеляжные суда Boeing – на туристических направлениях (чартерная программа и курорты Черного моря), а также на рейсах в города Дальнего Востока.

Авиакомпания «Аврора» эксплуатирует узкофюзеляжные воздушные суда Airbus A319 на регулярных линиях и турбовинтовые для местных перевозок.

Парк воздушных судов бюджетной авиакомпании «Победа» состоит из одного типа воздушных судов – Boeing 737-800 в единой компоновке монокласс.

Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот»

По состоянию на 31 декабря 2016 года парк Группы «Аэрофлот» насчитывал 292 воздушных судна: 50 региональных (включая турбовинтовые Bombardier DHC-8 и Viking DHC-6, реактивные SSJ100, а также Ан-148 и Ан-24, переданные в сублизинг и не эксплуатировавшиеся), 192 узкофюзеляжных для среднемагистральных перевозок (семейство Airbus А320 и Boeing 737) и 50 широкофюзеляжных дальнемагистральных (Airbus А330, Boeing 747 и Boeing 777).

В 2016 году на фоне активного развития маршрутной сети, открытия новых направлений и рейсов Группа активно пополняла парк воздушных судов. В течение года в парк Группы поступило 53 воздушных судна. Была организована приемка 12 самолетов, ранее эксплуатировавшихся авиакомпанией «Трансаэро» (7 лайнеров Boeing 747 и 5 лайнеров Boeing 777), также были приняты и введены в эксплуатацию 5 Airbus A321 из книги заказов «Трансаэро». В связи с окончанием срока лизинга в 2016 году, а также в рамках оптимизации из парка Группы было выведено 23 лайнера. В результате по итогам года чистое увеличение парка Группы «Аэрофлот» составило 30 воздушных судов.

Узкофюзеляжные (региональные)

DHC 6
X
Длина, м 15,8 Макс. Взлетная масса, кг 5 670
Размах крыла, м 19,8 Двигатели PT6A-27
Количество мест 19 Дальность полета, км 1 800
DHC 8
X
Длина, м 22,2 Макс. Взлетная масса, кг 16 466
Размах крыла, м 25,9 Двигатели PW123 C
Количество мест 37 Дальность полета, км 1 713
Длина, м 25,7 Макс. Взлетная масса, кг 18 997
Размах крыла, м 27,4 Двигатели PW123
Количество мест 50 Дальность полета, км 1 550
Длина, м 32,8 Макс. Взлетная масса, кг 29 574
Размах крыла, м 28,4 Двигатели PW150A
Количество мест 70 Дальность полета, км 2 532
AН-148
X
Длина, м 29,1 Макс. Взлетная масса, кг 42 500
Размах крыла, м 28,9 Двигатели D-438-148
Количество мест 75 Дальность полета, км 3 500
SSJ-100
X
Длина, м 29,9 Макс. Взлетная масса, кг 45 880
Размах крыла, м 27,8 Двигатели Power Jet SaM146
Количество мест 87 Дальность полета, км 2 400
AН-24
X
Длина, м 23,5 Макс. Взлетная масса, кг 21 800
Размах крыла, м 29,2 Двигатели AI-24
Количество мест 40 Дальность полета, км 990

Узкофюзеляжные (среднемагистральные)

Airbus a-319
X
Длина, м 33,8 Макс. Взлетная масса, кг 70 000
Размах крыла, м 34,1 Двигатели CFM 56-5A/5B
Количество мест 116–138 Дальность полета, км 3 500–6 800
Airbus A320
X
Длина, м 37,6 Макс. Взлетная масса, кг 75 500–77 000
Размах крыла, м 34,1 Двигатели CFM 56-5A/5B
Количество мест 140–180 Дальность полета, км 4 000–5 500
Airbus A321
X
Длина, м 44,5 Макс. Взлетная масса, кг 89 000
Размах крыла, м 34,1 Двигатели CFM 56-5B
Количество мест 170 Дальность полета, км 3 800
Boeing 737
X
Длина, м 39,5 Макс. Взлетная масса, кг 79 015
Размах крыла, м 35,8 Двигатели CFM 56-7B x 2
Количество мест 158-189 Дальность полета, км 4 500

Широкофюзеляжные (дальнемагистральные)

Boeing 747
X
Длина, м 70,7 Макс. Взлетная масса, кг 385 553–396 893
Размах крыла, м 64,4 Двигатели CF6-80C2, PW4056
Количество мест 447–522 Дальность полета, км 13 400
Airbus A330
X
Длина, м 54,9 Макс. Взлетная масса, кг 250 000
Размах крыла, м 47,6 Двигатели CF6-80C2
Количество мест 241 Дальность полета, км 10 000–10 700
Длина, м 65,7 Макс. Взлетная масса, кг 250 000
Размах крыла, м 60,5 Двигатели RR TRENT 772B
Количество мест 241 Дальность полета, км 9 500
Boeing 777
X
Длина, м 63,73 Макс. Взлетная масса, кг 297 556
Размах крыла, м 60,93 Двигатели PW 4090
Количество мест 364 Дальность полета, км 14 305
Длина, м 73,86 Макс. Взлетная масса, кг 317 515
Размах крыла, м 64,8 Двигатели GE 90-115BL
Количество мест 402 Дальность полета, км 11 200

Типы воздушных судов в парке Группы «Аэрофлот»

Модели
Авиакомпания Производители Количество типов УзкофюзеляжныеШирокофизеляжные
  • Airbus
  • Boeing
  • ОАК
5
  • Airbus A320 (семейство)
  • Boeing 737 NG
  • SSJ100
  • Airbus A330
  • Boeing 777
  • Airbus
  • Boeing
4
  • Airbus A320 (семейство)
  • Boeing 737 NG
  • Boeing 747
  • Boeing 777
  • Viking
  • Bombardier
  • Airbus
3
  • DHC-6-400
  • DHC-8-200/300/400
  • Airbus A319
 
  • Boeing
1
  • Boeing 737 NG
 

Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот»

Изменения в 2016 году
Тип воздушного  судна Кол-во на 31.12.2015 ввод вывод Кол-во на 31.12.2016 Собственные Операционный лизингФинансовый лизинг
Ан-148 6 - - 6 - - 6
Ан-24 1 - - 1 1 - -
DHC 6-400 2 - - 2 - 2 -
DHC 8-200 2 - - 2 - 2 -
DHC 8-300 4 - - 4 1 3 -
DHC 8-402 3 2 - 5 5 - -
SSJ100 24 6 - 30 - 30 -
Узкофюзеляжные (региональные) 42 8 - 50 7 37 6
Airbus А319 40 1 -5 36 - 27 9
Airbus А320 70 9 -4 75 - 75 -
Airbus А321 26 12 -6 32 - 17 15
Boeing 737-500 3 - -3 - - - -
Boeing 737-800 42 9 -2 49 - 49 -
Узкофюзеляжные (среднемагистральные) 181 31 -20 192 - 168 24
Airbus A330-200 5 - - 5 - 5 -
Airbus A330-300 17 - - 17 - 9 8
Boeing 767 1 - -1 - - - -
Boeing 777-200ER 3 - -2 1 - 1 -
Boeing 777-300ER 13 7 - 20 - 10 10
Boeing 747-400 - 7 - 7 - 7 -
Широкофюзеляжные 39 14 -3 50 - 32 18
Итого 262 53 -23 292 7 237 48
Примечание. По состоянию на 31 декабря 2016 года 6 самолетов Ан-148 и один Ан-24 не эксплуатировались.

Структура парка Группы «Аэрофлот» по типам воздушных судов

Структура парка Группы «Аэрофлот» по видам владения

Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот»

По состоянию на 31 декабря 2016 года парк авиакомпании «Аэрофлот» насчитывал 189 воздушных судов, в том числе 30 узкофюзеляжных региональных, 122 узкофюзеляжных среднемагистральных и 37 широкофюзеляжных.

В 2016 году парк Компании пополнялся новыми самолетами SSJ100, Airbus A320, Airbus A321, Boeing 737-800 и Boeing 777-300ER. Из парка были выведены воздушные суда Airbus A319. Чистое увеличение парка составило 19 воздушных судов.

Структура парка авиакомпании «Аэрофлот» по типам воздушных судов

Структура парка авиакомпании «Аэрофлот» по видам владения

Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот»

Тип воздушного судна Количество на 31.12.2015 Количество на 31.12.2016 Изменение
SSJ100 24 30 6
DHC 8-400 3 - -3
Узкофюзеляжные (региональные) 27 30 3
Airbus A319 5 - -5
Airbus A320 63 70 7
Airbus A321 26 32 6
Boeing 737 14 20 6
Узкофюзеляжные (среднемагистральные) 108 122 14
Airbus A330 22 22 -
Boeing 777 13 15 2
Широкофюзеляжные 35 37 2
Итого 170 189 19
Примечание. Региональные самолеты DHC 8-400 приобретены в 2015 году и числились на балансе ПАО «Аэрофлот» до передачи в авиакомпанию «Аврора» в 2016 году.

Парк воздушных судов дочерних авиакомпаний

В парке дочерних компаний произошли значительные изменения в связи с созданием объединенной авиакомпании «Россия» и получением воздушных судов от лизингодателей «Трансаэро». Продолжалось также развитие парка авиакомпании «Аврора» для выполнения местных перевозок. Парк авиакомпании «Победа» остался без изменений.

Парк воздушных судов дочерних авиакомпаний

Тип воздушного судна Количество на 31.12.2015 Количество на 31.12.2016 Изменение
Aн-148 6 6 -
Airbus A319 26 26 -
Airbus A320 7 5 (2)
Boeing 767 1 - (1)
Boeing 737 16 17 1
Boeing 747 - 7 7
Boeing 777 3 6 3
Авиакомпания «Россия» 59 67 8
Aн-24 1 1 -
Airbus A319 9 10 1
Boeing 737 3 - (3)
DHC (6 и 8) 8 13 5
Авиакомпания «Аврора» 21 24 3
Boeing 737 12 12 -
Авиакомпания «Победа» 12 12  -
Итого 92 103 11
Примечание. Для целей сопоставимости данные по парку авиакомпании «Россия» в 2015 году включают также воздушные суда авиакомпаний «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». 6 воздушных судов авиакомпанией «Россия» не эксплуатировались и были переданы (или в процессе передачи) в аренду.

Производственный налет часов

Несмотря на высокие темпы развития парка (увеличение на 30 воздушных судов) Группа «Аэрофлот» поддерживает высокий уровень эффективности его эксплуатации. В 2016 году налет часов по парку воздушных судов Группы «Аэрофлот» увеличился на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 911,8 тыс. часов. По парку авиакомпании «Аэрофлот» показатель увеличился на 7,5%, до 639,5 тыс. часов. Увеличение показателя связано с ростом производственной программы.

Среднесуточный налет часов по парку воздушных судов Группы «Аэрофлот» в эксплуатации в 2016 году составил 9,4 часа, снизившись на 1,1% по сравнению с предыдущим годом, что связано с существенным увеличением парка во второй половине года и необходимым временем для максимизации эффективности использования воздушных судов. По парку авиакомпании «Аэрофлот» в эксплуатации среднесуточный налет часов составил 9,9 часов.

Структура парка авиакомпании «Аэрофлот» по типам воздушных судов

Среднесуточный налет часов по парку в эксплуатации

Среднесуточный налет часов по парку
в эксплуатации

Топливная эффективность

Важным преимуществом эксплуатации молодого парка воздушных судов является высокая топливная эффективность. Затраты на топливо являются существенной частью расходов авиакомпании – их доля в структуре операционных расходов Группы «Аэрофлот» в 2016 году составила 23,5%. В новых самолетах реализованы различные технические решения, позволяющие снизить эти и другие эксплуатационные издержки, в том числе оптимизировать расходы на техническое обслуживание. В частности, с 2014 года «Аэрофлот» эксплуатирует модификацию воздушных судов семейства Airbus А320, оснащенную аэродинамическими законцовками крыла (sharklets). Их основным преимуществом является снижение расхода топлива до 3-4% (по данным Airbus), увеличение дальности полета и улучшенные взлетные характеристики. По состоянию на конец 2016 года 38 воздушных судов в парке Группы оборудованы шарклетами.

Эксплуатация молодого авиапарка позволяет также уменьшить негативное влияние на окружающую среду, существенно снизить уровень вредных выбросов CO2 и NOx в атмосферу. Дополнительная информация о топливной эффективности парка воздушных судов представлена в разделе «Экология и защита окружающей среды».

В 2016 году удельный расход топлива по Группе «Аэрофлот» снизился по сравнению с предыдущим годом на 18,1 г (или 5,9%) и составил 286,4 г/ткм. Удельный расход топлива по авиакомпании «Аэрофлот» снизился на 12,9 г (или на 4,3%) и составил 286,3 г/ткм.

Удельный расход топлива по Группе «Аэрофлот»

Удельный расход топлива по Группе
«Аэрофлот»

Удельный расход топлива по авиакомпании «Аэрофлот»

Удельный расход топлива по
авиакомпании «Аэрофлот»