• Мой отчет (0)
  • Добавить в мой отчет
  • Печать страницы
  • Центр загрузки
  • Интерактивный анализ
  • Обратная связь
  • Поделиться ссылкой

Обзор финансовых результатов

Основные финансовые результаты по МСФО

Основные финансовые показатели
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Выручка 415 173 495 880 19,4
EBITDAR1 103 118 137 567 33,4
Рентабельность EBITDAR 24,8% 27,7% 2,9 п. п.
EBITDA2 58 703 78 004 32,9
Рентабельность EBITDA 14,1% 15,7% 1,6 п. п.
Операционная прибыль 44 107 63 254 43,4
Рентабельность опер. прибыли 10,6% 12,8% 2,2 п. п.
Прибыль / (убыток) за период -6 494 38 826 -
Рентабельность чистой прибыли - 7,8% -
1 EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде.
2 EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

По итогам 2016 года Группа «Аэрофлот» продемонстрировала существенное улучшение финансовых показателей, что стало возможным благодаря высоким операционным результатам, определившим как рост объемов бизнеса, так и улучшение рентабельности. Фактор объема связан с ростом пассажиропотока и пассажирооборота на 10,3 и 14,8% соответственно. Рост процента занятости пассажирских кресел на 3,2 п. п., до 81,5%, стал одним их наиболее важных факторов, повлиявших на увеличение рентабельности, поскольку позволил получить дополнительную выручку, не увеличивая постоянные и условно-постоянные затраты.

Дополнительными факторами, повлиявшими на результаты, стали проактивный подход к управлению сетью и доходами, а также нетто- положительный курсовой эффект на выручку и затраты. В результате показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 1,6 и 2,9 п. п. по сравнению с прошлым годом, до 15,7 и 27,7% соответственно.

Указанные факторы, а также отсутствие в 2016 году дополнительных расходов, учтенных в консолидированном отчете о прибылях и убытках в связи с обеспечением перевозки пассажиров авиакомпании «Трансаэро» (в 2015 году общие издержки, включенные в расходы, составили 16 811 млн руб.), определили улучшение результатов по чистой прибыли, которая по итогам года составила 38 826 млн руб.

Примечание. Незначительные отклонения в расчете процентов изменения, промежуточных итогов и итогов на графиках и таблицах настоящего годового отчета объясняются округлением.

Выручка от перевозок и прочие доходы

Выручка
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Выручка от пассажирских перевозок 349 574 421 377 20,5
в т.ч. от регулярных перевозок 343 428 403 760 17,6
от чартерных перевозок 6 146 17 617 х2,9
Выручка от грузовых перевозок 9 631 12 589 30,7
Итого выручка от перевозок 359 205 433 966 20,8
Прочая выручка 55 968 61 914 10,6
в т.ч. по соглашениям с авиакомпаниями 31 596 35 923 13,7
от партнеров по программе премирования пассажиров 10 275 11 846 15,3
прочие доходы 14 097 14 145 0,3
итого Выручка 415 173 495 880 19,4

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2016 год увеличилась на 19,4% по сравнению с предыдущим годом и составила 495 880 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 17,6% и составила 403 760 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока Группы по итогам 2016 года на 10,3% по сравнению с прошлым годом, а также с изменением среднего курса рубля за указанный период по отношению к иностранным валютам, что определило рост международной выручки, номинированной в иностранной валюте.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась почти в 3 раза, до 17 617 млн руб., в том числе в связи с ростом объема операций в данном сегменте после запуска чартерной программы авиакомпании «Россия».

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 30,7% по сравнению с прошлым годом, до 12 589 млн руб., на фоне поступления дальнемагистральных воздушных судов в парк Группы и роста объема перевозок грузов и почты на 31,6%.

Прочая выручка увеличилась на 10,6% по сравнению с прошлым годом, до 61 914 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса, а также увеличением доходов от банков по программе «Аэрофлот Бонус».

Структура выручки в 2016 году

Факторный анализ роста выручки
МЛН РУБ.

Факторный анализ роста выручки<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Доходные ставки

В 2016 году доходные ставки по регулярным рейсам увеличились на 6,6%, в том числе на международных направлениях – на 6,3%, на внутренних – на 6,5% Рост ставок на международных направлениях в основном обусловлен курсовым эффектом, так как все группы тарифов (на рейсы из пунктов России за рубеж, из за рубежа в пункты России и международный транзит) номинированы в иностранных валютах. Несмотря на то, что в течение 2016 года наблюдалось постепенное укрепление национальной валюты, средний курс рубля к евро, непосредственно определяющий изменения доходной ставки при сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, увеличился на 9,5% (в 2015 году – 67,78 руб. За евро, в 2016 году – 74,23 руб. за евро).

Положительная динамика доходных ставок на внутренних направлениях была обусловлена ростом спроса на внутренние перевозки, что позволило увеличить занятость пассажирских кресел на 4,1 п. п., до 83,5%, без дополнительной промо-активности. Кроме того, в первой половине 2016 года поддержку доходным ставкам на внутренних направлениях оказало снижение с середины 2015 года НДС с 18 до 10%.

Помимо рыночных факторов развитие Группы приводит к структурным изменениям во вкладе различных авиакомпаний в формирование доходов. В частности, у авиакомпании «Россия» выросла доля «длинных» рейсов, характеризующихся более низкой доходной ставкой. Кроме того, продолжается активное развитие бюджетной авиакомпании «Победа».

Динамика доходных ставок по регулярным рейсам
РУБ.

Динамика доходных ставок
по регулярным рейсам<br /><span>РУБ.</span>

Операционные расходы

Операционные расходы, млн руб., если не указано иное
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Обслуживание воздушных судов и пассажиров 75 186 87 227 16,0
 % от выручки 18,1 17,6 -0,5 п. п.
Расходы на оплату труда 55 619 64 682 16,3
 % от выручки 13,4 13,0 -0,4 п. п.
Расходы по операционной аренде 44 415 59 563 34,1
 % от выручки 10,7 12,0 1,3 п. п.
Техническое обслуживание воздушных судов 32 042 38 236 19,3
 % от выручки 7,7 7,7 0,0 п. п.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы 26 084 30 294 16,1
 % от выручки 6,3 6,1 -0,2 п. п.
Амортизация и таможенные пошлины 14 596 14 750 1,1
 % от выручки 3,5 3,0 -0,5 п. п.
Услуги связи 12 890 14 697 14,0
 % от выручки 3,1 3,0 -0,1 п. п.
Прочие расходы 15 852 21 595 36,2
 % от выручки 3,8 4,4 0,5 п. п.
Операционные расходы за исключением авиационного топлива 276 684 331 044 19,6
 % от выручки 66,6 66,8 0,2 п. п.
Расходы на авиационное топливо 94 382 101 582 7,6
 % от выручки 22,7 20,5 -2,2 п. п.
Операционные расходы итого 371 066 432 626 16,6
 % от выручки 89,4 87,2 -2,2 п. п.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 59 563 млн руб., увеличившись на 34,1% по сравнению с предыдущим годом, в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в иностранной валюте). Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 24,2%. Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказали расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 37 самолетов или 18,5% по сравнению с 31 декабря 2015 года), а также рост средней трехмесячной ставки LIBOR за отчетный период до 0,74 против средней ставки 0,3 за аналогичный период прошлого года.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 19,3% по сравнению с предыдущим годом до 38 236 млн руб. Без учета эффекта валютного курса данные расходы выросли на 13,6% на фоне увеличения производственного налета часов и дополнительных расходов на подготовку воздушных судов к выводу из парка.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 16,1% по сравнению с предыдущим годом и составили 30 294 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к иностранным валютам, а также развитием ИТ-инфраструктуры. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 11,2%.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 1,1% по сравнению с предыдущим годом и составили 14 750 млн руб.

Расходы на услуги связи увеличились на 14,0% по сравнению предыдущим годом и составили 14 697 млн руб., что объясняется увеличением рублевого эквивалента валютных затрат на глобальные дистрибутивные системы.

Прочие расходы увеличились на 36,2%, до 21 595 млн руб., по сравнению с предыдущим годом, что связано с начислением дополнительных резервов по просроченной дебиторской задолженности, а также по ремонтам воздушных судов.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы «Аэрофлот» за 2016 год составила 63 254 млн руб. (12,8% от выручки). Показатель EBITDAR составил 137 567 млн руб., при увеличении рентабельности на 2,9 п. п., до 27,7%. Показатель EBITDA составил 78 004 млн руб. при увеличении рентабельности на 1,6 п. п., до 15,7%.

Структура операционных расходов в 2016 году

Удельная пассажирская выручка и расходы

Эффективное управление маршрутной сетью, провозными мощностями и доходами, а также контроль над затратами позволили Группе «Аэрофлот» увеличивать показатель удельной выручки от пассажирских перевозок на предельный пассажирооборот (RASK) опережающими темпами по сравнению с темпами роста показателя удельных операционных расходов на предельный пассажирооборот (CASK). В 2016 году RASK от регулярных перевозок составил 3,09 руб. На кресло-километр, увеличившись на 10,3% по сравнению с показателем за 2015 год. CASK составил 3,14 руб., увеличившись на 5,7%.

Удельная пассажирская выручка (RASK) и расходы (CASK)
РУБ.

Удельная пассажирская выручка (RASK)
и расходы (CASK)<br /><span>РУБ.</span>

Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) и расходов по операционной аренде (EBITDAR)

Показатель EBITDA Группы «Аэрофлот» в 2016 году составил 78 004 млн руб. Рентабельность по EBITDA увеличилась до 15,7% (в 2015 году: 14,1%). Показатель EBITDAR итогам года составил 137 567 млн руб. Рентабельность по EBITDAR увеличилась до 27,7% (в 2015 году: 24,8%). Увеличение рентабельности обусловлено опережающими темпами роста доходов по сравнению с расходами, в связи с действием указанных выше факторов.

EBITDAR и рентабельности по EBITDAR
МЛН РУБ. И %

EBITDAR и рентабельности по EBITDAR<br /><span>МЛН РУБ. И %</span>

EBITDA и рентабельности по EBITDA
МЛН РУБ. И %

EBITDA и рентабельности по EBITDA<br /><span>МЛН РУБ. И %</span>

Финансовые доходы и расходы

Неоперационные прибыли и убытки
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Операционная прибыль 44 107 63 254 43,4
Убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто -9 159 -2 935 -68,0
Финансовые доходы 15 811 19 802 -25,2
Финансовые расходы -28 556 -9 443 -66,9
Реализация результата хеджирования -23 746 -12 310 -48,2
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий -17 12 -
Результат от выбытия компаний - -5 099 -
Прибыль/ (убыток) до налогообложения -1 560 53 281 -
Расход по налогу на прибыль -4 934 -14 455 х2,9
Прибыль / (убыток) за период -6 494 38 826 -

Финансовые доходы за 2016 год увеличились на 25,2% по сравнению с предыдущим годом, до 19 802 млн руб., преимущественно за счет прибыли по курсовым разницам, основная сумма которой сформировалась в результате возврата авансовых платежей по поставкам воздушных судов.

Финансовые расходы снизились на 66,9% по сравнению с предыдущим годом, до 9 443 млн руб., что в основном связано с признанием убытка по производным финансовым инструментам в результате закрытия сделок в 2015 году и укрепления рубля в течение 2016 года.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 12 310 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

В результате влияния на выручку и затраты вышеуказанных операционных и неоперационных факторов чистая прибыль Группы «Аэрофлот» по итогам 2016 года составила 38 826 млн руб.

Денежные потоки

Сокращенный консолидированный отчет о движении денежных средств
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Прибыль / (убыток) до налогообложения -1 560 53 281 -
Амортизация 13 306 13 395 0,7
Изменение резервов 10 882 8 845 -18,7
Прибыль / (убыток) от курсовых разниц 849 -15 597 -
Прибыль / (убыток) от изменения справедливой стоимости производных финансовых инструментов -11 885 53 -
Реализация результата хеджирования 23 745 12 310 -48,2
Процентные расходы 7 737 8 907 15,1
Убыток по производным финансовым инструментам, нетто 19 803 - -
Результат от выбытия дочерних компаний и убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто 9 159 8 034 -12,3
Доход от восстановления НДС -8 021 - -
Прочие корректировки 272 -3 425 -
Изменения в оборотном капитале и налог на прибыль уплаченный / возмещенный 5 377 -9 091 -
Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности 69 664 76 712 10,1
Приобретение основных средств и нематериальных активов -9 196 -10 222 11,2
Поступления от продажи активов предназначенных для продажи - 6 471 -
Приобретение инвестиций и размещение депозитов -20 393 -10 435 -48,8
Поступления от продажи инвестиций и возврат депозитов 6 405 9 840 53,6
Поступления от приобретения/продажи дочерней компании, нетто-величина - 9 -
Предоплаты / возврат предоплат за воздушные суда, нетто -14 880 10 556 -
Прочее -706 1 047 -
Чистая сумма денежных средств, (использованных в) /от инвестиционной деятельности -38 770 7 266 -
Свободный денежный поток (free cash flow) 30 894 83 978 171,8
Привлечение кредитов и займов 73 331 30 885 -57,9
Погашение кредитов и займов -36 267 -72 991 101,3
Выплаты основной суммы долга по финансовой аренде -19 455 -27 024 38,9
Проценты уплаченные -5 914 -6 954 17,6
Выплаченные дивиденды -88 -49 -44,3
Чистые поступления от расчетов по производным финансовым инструментам -39 682 -4 362 -89,0
Нетто-величина денежных средств, использованных в / полученных от финансовой деятельности -28 075 -80 495 186,7
Влияние изменений валютных курсов 1 327 -2 700  
Нетто-увеличение / (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов 4 146 783 -81,1
Денежные средства и их эквиваленты на начало года 26 547 30 693 15,6
Денежные средства и их эквиваленты на конец года 30 693 31 476 2,6

Потоки денежных средств от операционной деятельности

Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности в 2016 году увеличилась до 76 712 млн руб. (в 2015 году: 69 664 млн руб.), при этом прибыль до налогообложения составила 53 281 млн руб. (в 2015 году: убыток 1 560 млн руб.). Основные неденежные корректировки по приведению прибыли до налогообложения к чистой сумме денежных средств от операционной деятельности за 2016 год связаны:

  • с изменением резервов в размере 8 845 млн руб. (в 2015 году: 10 353 млн руб.), главным образом за счет начисления резерва по ремонту и периодическому техническому обслуживанию воздушных судов, а также резерва по сомнительным долгам;
  • результатом хеджирования в размере 12 310 млн руб. (в 2015 году: 23 746 млн руб.), связанного с эффектом от хеджирования выручки валютными обязательствами в размере 8 316 млн руб. и реализованным убытком по производным инструментам, учитываемым по правилам хеджирования в размере 3 994 млн руб.;
  • убытком от продажи инвестиций и начисления резерва под обесценение инвестиций и займов, выданных в размере 8 034 млн руб., преимущественно в связи с выбытием ОАО «Владивосток Авиа», ЗАО «Аэрофлот-Карго» и обесценением долгосрочных финансовых инвестиций в АО «МАШ»;
  • прибылью от курсовых разниц в размере 15 597 млн руб. (в 2015 году: убыток 849 млн руб.);
  • амортизацией в размере 13 395 млн руб. (в 2015 году: 13 306 млн руб.).

Оборотный капитал

Изменение в оборотном капитале в 2016 году составило 3 663 млн руб., существенное влияние на которое оказало увеличение статьи «Дебиторская задолженность и предоплаты» в размере 6 915 млн руб. (в 2015 году: 2 251 млн руб.) на фоне общего роста выручки, который составил 19,4%.

Аналогично на потоки денежных средств от операционной деятельности оказало существенное влияние увеличение кредиторской задолженности и начисленных обязательств на фоне общего роста операционных расходов в 2016 году на 16,6%.

Свободный денежный поток (free cash flow)

Свободный денежный поток в 2016 году составил 83 978 млн руб. Рост по сравнению с 2015 годом на 53 084 млн руб. (или на 171,8%) связан с увеличением размера чистой суммы денежных средств от инвестиционной деятельности на 46 036 млн руб., а также с увеличением размера чистой суммы денежных средств от операционной деятельности на 7 048 млн руб.

Основные факторы роста размера чистой суммы денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности, в 2016 году по сравнению с 2015 годом:

  • размещение депозитов в размере 10 435 млн руб. (в 2015 году: 11 741 млн руб.);
  • возврат депозитов в размере 9 840 млн руб. – главным образом авиакомпаниям «Победа» и «Аврора» в связи с наступлением срока погашения (в 2015 году: 6 375 млн руб.);
  • предоплаты в размере 18 806 млн руб. (в 2015 году: 22 708 млн руб.) за 22 воздушных судна Airbus А350 с ожидаемым сроком поставки в 2018–2023 годах и Airbus А320/А321 с ожидаемым сроком поставки в 2017–2018 годах, а также возврат предоплат в размере 29 362 млн руб. (в 2015 году: 7 828 млн руб.) за Boeing 777, Airbus A320/321 и SSJ100;
  • приобретение основных средств и нематериальных активов в размере 10 222 млн руб. (в 2015 году: 9 196 млн руб.);
  • поступления от продажи активов, предназначенных для продажи, в размере 6 471 млн руб.

Коэффициент внутреннего финансирования, равный отношению величины чистой суммы денежных средств от операционной деятельности к капитальным затратам, в 2016 году составил 2 092,0% (в 2015 году: 813,1%).

Величина денежных средств и их эквивалентов увеличилась на 783 млн руб. (или на 2,6%) и составила 31 476 млн руб.

Капитальные затраты (нетто), потоки денежных средств от операционной деятельности и амортизация
МЛН РУБ.

Капитальные затраты (нетто), потоки
денежных средств от операционной
деятельности и амортизация<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Потоки денежных средств от операционной деятельности и свободный денежный поток
МЛН РУБ.

Потоки денежных средств
от операционной деятельности
и свободный денежный поток<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Капитальные затраты

Приобретения основных средств в 2016 году в основном связаны с поступлением двух воздушных судов типа DHC-8 в АО «Авиакомпания «Аврора» стоимостью 2 807 млн руб., а также поступлением оборудования в финансовый лизинг ПАО «Аэрофлот» стоимостью 2 156 млн руб.

Приобретение нематериальных активов в 2016 году преимущественно представлено программным обеспечением, направленным на развитие системы SAP, а также прочего программного обеспечения и лицензий для офисных и иных информационных систем.

Капитальные затраты
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 2015 2016 Изменение, %
Приобретение основных средств и нематериальных активов -9 196 -10 222 -11,2
Приобретение инвестиций -5 - -
Поступления от продажи активов предназначенных для продажи - 6 471 -
Поступления от продажи основных средств 603 84 -86,1
Поступления от продажи инвестиций 30 - -
ИТОГО КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ, НЕТТО -8 568 -3 667 -57,2

Приобретение основных средств и нематериальных активов
МЛН РУБ.

Внеоборотные активы

Величина внеобортных активов уменьшилась в 2016 году на 7,0% и составила 169 161 млн руб. Изменение связано преимущественно с умень- шением статьи «Отложенные налоговые активы» на сумму 9 380 млн руб., в основном за счет уменьшения статьи «Обязательства по финансовой аренде» на фоне укрепления курса рубля, а также погашения обязательств по финансовой аренде.

На величину внеоборотных активов также оказало влияние уменьшение суммы предоплат за воздушные суда в 2016 году в связи с приближением срока поставки воздушных судов и реклассификации предоплат в краткосрочную часть в состав оборотных активов. Нетто-изменение предоплат за воздушные суда составило 7 461 млн руб.

Изменение предоплат за воздушные суда (долгосрочная часть)
МЛН РУБ.

Изменение предоплат за воздушные суда (долгосрочная часть)<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Изменение предоплат за воздушные суда (краткосрочная часть)
МЛН РУБ.

Изменение предоплат за воздушные суда (краткосрочная часть)<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Оборотные активы

Величина оборотных активов уменьшилась на 2,4% и составила 130 146 млн руб., что в основном обусловлено выбытием активов, предназначенных для продажи, в том числе продажи шести воздушных судов Airbus A321, одного Airbus A320 и двух Airbus A319 с общей остаточной стоимостью 4 504 млн руб.

Собственный капитал

Общая сумма собственного капитала, включая держателей неконтролирующих долей участия, в 2016 году увеличилась до 40 769 млн руб. (-36 120 в 2015 году).

Наиболее существенное изменение в капитале связано с уменьшением резерва по инструментам хеджирования на сумму 30 533 млн руб., который представляет собой переоценку по подтвердившим свою эффективность согласно IAS 39 деривативам и переоценку по обязательствам по финансовому лизингу. Кроме того, оказало влияние увеличение статьи нераспределенной прибыли, которая изменилась преимущественно за счет полученной прибыли в 2016 году, причитающейся акционерам Компании, в размере 37 443 млн руб. Детальная информация об уставном капитале представлена в примечании 32 к Консолидированной финансовой отчетности за 2016 год (Приложение к настоящему годовому отчету).

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства в 2016 году снизились на 32,2% (на 57 356 млн руб.). Основное снижение связано со статьей «Краткосрочные кредиты и займы и краткосрочная часть долгосрочных кредитов и займов» на 44 776 млн руб. Также снижение произошло по следующим статьям: «Обязательства, относящиеся к активам, предназначенным для продажи» на 7 371 млн руб., «Кредиторская задолженность и начисленные обязательства» на 4 883 млн руб., «Резервы под обязательства» на 2 215 млн руб., «Обязательства по финансовой аренде» на 3 911 млн руб., «Производные финансовые инструменты» на 4 853 млн руб. В свою очередь, незаработанная транспортная выручка выросла на 10 353 млн руб., отложенная выручка по программе премирования пассажиров – на 300 млн руб.

Долгосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства в 2016 году уменьшились на 20,4% и составили 137 813 млн руб. Основное изменение пришлось на уменьшение обязательств по финансовой аренде на 37 877 млн руб. В связи с укреплением курса рубля в 2016 году, а также переходом обяза- тельств по финансовой аренде из долгосрочной части в краткосрочную.

Долговая нагрузка и ликвидность

Долговые обязательства
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Показатель 31.12.2015 31.12.2016 Изменение, %
Кредиты и займы 68 460 20 367  -70,2
Финансовая аренда 164 524 122 736  -25,4
Пенсионные обязательства 745 805  8,1
Общий долг 233 729 143 908  -38,4
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции 36 610 37 795  3,2
Чистый долг 197 119 106 113  -46,2
Чистый долг / EBITDA 3,4х 1,4х  -

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2016 года снизился на 38,4% по сравнению с показателем на 31 декабря 2015 года и составил 143 908 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов – как плановыми, так и досрочными, с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие изменения курса рубля к доллару США на 31 декабря 2016 года по сравнению с 31 декабря 2015 года, а также с уменьшением количества воздушных судов в финансовой аренде на 9 самолетов (или 15,8%) по сравнению с 31 декабря 2015 года.

Кредиты и займы Группы «Аэрофлот» привлекаются как по фиксированным, так и по плавающим ставкам. В основном они предназначены для пополнения оборотных средств. Доля валютных и рублевых обязательств в кредитном портфеле составляет 23,9% и 76,1% соответственно. Доля валютных займов снизилась как в связи с эффектом переоценки займов на фоне укрепления рубля в течение 2016 года, так и в связи с досрочными выплатами более дорогих заимствований.

Обязательства по финансовому лизингу полностью номинированы в иностранной валюте, однако 46,4% выплат по контрактам финансовой аренды приходится на период 2021 года и после. По состоянию на 31 декабря 2016 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 89 247 млн руб.

Структура кредитного портфеля на 31 декабря 2016 года
МЛН РУБ., ЕСЛИ НЕ УКАЗАНО ИНОЕ

Наименование банка Валюта заимствования Краткосрочные кредиты и займы и краткосрочная часть долгосрочных кредитов и займов Долгосрочные кредиты и займы
ПАО «Сбербанк» руб. 4 831 7 863
ПАО Банк «ВТБ» евро 4 478 -
ПАО «Совкомбанк» руб.  - 2 800
Прочие долл. США  - 395
Итого   9 309 11 058

Валютная структура кредитов и займов по состоянию на 31 декабря 2016 года

Долговая нагрузка (отношение чистого долга к EBITDA)

График выплат по финансовому лизингу
МЛН РУБ.



Структура общего долга