• Мой отчет (0)
  • Добавить в мой отчет
  • Печать страницы
  • Центр загрузки
  • Интерактивный анализ
  • Обратная связь
  • Поделиться ссылкой

Управление рисками

Система управления рисками

Политика Группы «Аэрофлот» в области управления рисками заключается в построение комплексной системы, позволяющей своевременно выявлять риски, оценивать их существенность и принимать меры по минимизации как в части вероятности реализации рисков, так и в части ущерба от реализации рисков.

В 2015 году Совет директоров ПАО «Аэрофлот» утвердил Положение о системе управления рисками Группы «Аэрофлот». В документе определены фундаментальные основы единой методологии оценки и управления рисками: цели, задачи, принципы организации и функционирования корпоративной системы управления рисками (КСУР), подходы к распределению прав, обязанностей и ответственности участников системы управления рисками ПАО «Аэрофлот», а также его дочерних обществ.

Управление рисками осуществляется на всех уровнях управления, а также по всем функциональным и проектным направлениям. Функции управления рисками распределены между Советом директоров, Комитетом по аудиту Совета директоров, Правлением и структурными подразделениями ПАО «Аэрофлот». В Компании создано отдельное подразделение (отдел управления рисками), функциями которого являются:

  • общая координации процессов управления рисками;

  • разработка методологических документов в области обеспечения процесса управления рисками;

  • организация обучения работников Компании в области управления рисками и внутреннего контроля;

  • анализ портфеля рисков Компании и выработка предложений по стратегии реагирования и перераспределения ресурсов в отношении управления соответствующими рисками;

  • формирование сводной отчетности по рискам;

  • осуществление оперативного контроля за процессом управления рисками подразделениями Компании и в установленном порядке подконтрольными обществами;

  • подготовка и информирование Совета директоров и исполнительных органов Компании об эффективности процесса управления рисками.

В 2016 году Совет директоров ПАО «Аэрофлот» утвердил Реестр рисков и Карту рисков Группы «Аэрофлот». Структурными подразделениями Компании проводилась комплексная работа по выявлению и оценке рисков, разработан проект Стандарта управления рисками, реализующего концепцию единой методологии управления рисками и внутреннего контроля.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в ПАО «Аэрофлот» осуществляется: Комитетом по аудиту Совета директоров, Ревизионной комиссией, департаментом внутреннего аудита, отделом управления рисками, отделом управления финансовыми рисками департамента корпоративных финансов; привлекается независимая аудиторская организация для проведения аудита бухгалтерской отчетности ПАО «Аэрофлот», подготовленной по российским стандартам бухгалтерского учета, а также по Международным стандартам финансовой отчетности.

В дочерних компаниях назначены лица, ответственные за взаимодействие с ПАО «Аэрофлот» по вопросам внедрения корпоративной системы управления рисками, осуществлены мероприятия по выявлению и оценке рисков.

Организационная схема управления рисками

Организационная схема управления
рисками

Уровень Общего собрания акционеров:

  • принятие решений, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров.

Уровень Совета директоров:

  • определение основных параметров КСУР (цели, задачи, принципы функционирования, архитектура, уровень готовности к риск и др.);
  • управление рисками, отнесенными к компетенции Совета директоров;
  • принятие решений об обеспечении участников КСУР необходимыми ресурсами;
  • оценка эффективности КСУР;
  • рассмотрение карты рисков.

Уровень менеджмента:

  • операционное управление и мониторинг функционирования КСУР;
  • принятие решений по управлению рисками, отнесенными к компетенции участников КСУР уровня менеджмента;
  • принятие решений по распределению ресурсов между участниками КСУР;
  • принятие решений в отношении определения инструментов и параметров сделок по хеджированию финансовых рисков.

Уровень исполнителей:

  • исполнение процедур по управлению рисками, мониторинг их эффективности и непрерывное улучшение;
  • принятие решений по управлению рисками, отнесенных к уровню исполнителей.

В Группе «Аэрофлот» в целях повышения эффективности управления рисками в ключевых бизнес-процессах генеральному директору, Комитету по аудиту и Совету директоров на регулярной основе предоставляются отчеты о ключевых рисках компании. В их числе отчет о фактической реализации финансовых рисков (рыночных и кредитных), который на ежемесячной основе предоставляется Комитету по аудиту. Также не реже, чем один раз в месяц по итогам работы внедрения системы управления безопасности полетов Правлению предоставляется отчет о мероприятиях по снижению выявленных рисков в отношении безопасности полетов.

Помимо этого на ежеквартальной основе первому заместителю генерального директора по авиационной безопасности передается обзор результатов мониторинга и оценки угроз осуществления актов незаконного вмешательства в деятельность компании по сети маршрутов и матрица рисков на предстоящий квартальный период по сети маршрутов авиакомпании. Данная информация также поступает членам Правления Компании, допущенным к работе с конфиденциальной информацией.

Схема управления рисками

Схема управления рисками

Риски и действия по управлению рисками

Наименование Описание (обоснование) Действия
Финансовые риски
Валютный и товарный ценовой риск Валютный риск - риск убытков, обусловленный возможными неблагоприятными изменениями валютных курсов. Товарный ценовой риск - риск убытков, обусловленный возможными неблагоприятными изменениями цен закупаемых товаров. Группа проводит политику сбалансированности поступлений и обязательств по каждой из валют, а также использует инструменты финансового хеджирования валютных рисков.  
Детальная информация о влиянии реализации риска на Группу представлена ниже.
Процентный риск Риск убытков, обусловленный возможными неблагоприятными изменениями процентных ставок. Заключение сделок хеджирования (перевод ставки по действующим лизинговым контрактам из плавающей в фиксированную).  

Информация о влиянии реализации риска на Группу представлена ниже.
Кредитный риск Риск убытков, обусловленный неисполнением контрагентом - дебитором своих финансовых обязательств в отношении компаний Группы «Аэрофлот». Системный подход, включающий в себя:
  • присвоение внутренних кредитных рейтингов агентам, осуществляющим продажу пассажирских перевозок на территории РФ;
  • расчет размера финансового обеспечения продаж пассажирских и грузовых авиаперевозок;
  • установление лимитов кредитного риска на кредитные учреждения.
Риск ликвидности Риск возникновения убытков вследствие неспособности организации обеспечить своевременно и в полном объеме исполнение своих обязательств. Для снижения риска потери ликвидности финансовыми службами проводится четкое планирование графика входящих и исходящих денежных потоков с целью выявления возможного дефицита и своевременного привлечения краткосрочного финансирования от кредитных учреждений, проводится анализ и контроль исполнения БДДС, контроль идентификации валютной выручки, контроль сроков проведения расчетов и другое.
Налоговые риски Риски убытков, связанные с возможностью неправильной интерпретации законодательства в отношении операций по финансово-хозяйственной деятельности и приводящие к неопределенности финансовых последствий этих операций после уплаты налогов. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится мониторинг изменений в налоговом законодательстве РФ, проводится анализ систем налогообложения в иностранных юрисдикциях и заключаемых договоров и другое.
Риски доступности капитала Риски убытков, связанные с отсутствием возможностей у Группы привлекать заемный капитал для осуществления финансово-хозяйственной деятельности на приемлемых условиях. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится мониторинг рыночной ситуации, организована конкурентная среда между кредитными учреждениями, проводятся мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Группы, повышению и/или поддержанию кредитного рейтинга.
Другие финансовые риски Прочие риски, способные оказать влияние на финансовый результат. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится анализ конъюнктуры рынка, мониторинг условий обслуживания, предлагаемых финансовыми учреждениями, организован контроль оплаты выставленных счетов и другое.
Бизнес-риски
Стратегические риски Риски возникновения убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития Группы. Для снижения последствий и/или вероятности реализации стратегических рисков осуществляется мониторинг рыночной ситуации, проводятся консультации с участниками рынка и аналитиками, используются оценки и мнения ведущих мировых экспертов, проводится анализ целесообразности развития парка воздушных судов, вовлекаются специализированные подразделения в процесс стратегического планирования.
Риски планирования сети маршрутов Риски убытков, обусловленные ошибочными решениями, принятыми в процессе планирования сети маршрутов. Для минимизации риска применяются такие методы как заблаговременный запрос слотов при взаимодействии с аэропортами, резервирование воздушных судов, прогнозирование ограничительных факторов, контроль загрузки рейсов, мониторинг рыночной конъюнктуры.
Риск качества услуг Риск убытков из-за возможного отказа потребителей от приобретения товаров и услуг компаний Группы, причиной которого является несоответствие предлагаемых компаниями продуктов и услуг требованиям потребителей к качеству Для снижения последствий и/или вероятности реализации риска организован процесс получения информации от клиентов по различным каналам, своевременное и полное рассмотрение всех поступающих обращений и претензий, ведется мониторинг востребованности предлагаемых Группой «Аэрофлот» услуг, проводятся мероприятия по улучшению качества предлагаемых услуг, по повышению уровня потребительской лояльности и удовлетворенности, по контролю исполнения сотрудниками нормативных документов.
Репутационные риски Риски возникновения у организации убытков вследствие неблагоприятного восприятия имиджа организации клиентами, контрагентами, акционерами (участниками), деловыми партнерами, регулирующими органами и др. Для снижения последствий и/или вероятности реализации риска организованы процессы контроля исполнения технологических графиков, нормативных документов, ведется постоянный мониторинг и анализ информационной среды вокруг Группы «Аэрофлот», поддерживается коммуникация с общественными организациями.
Операционные риски основной деятельности
Риски авиационной безопасности Риски убытков вследствие актов незаконного вмешательства в области авиации. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится мониторинг, анализ и принятие корректирующих мер по обеспечению безопасности в базовом аэропорту и аэропортах назначения, организуется периодический аудит аэропортов, организован мониторинг состояния авиационной безопасности в аэропортах назначения, организован контроль за исполнением нормативных документов, привлекаются независимые эксперты, ведется круглосуточный контроль состояния пропускного и внутриобъектного режима.
Риски безопасности полетов Прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий проявления одного или нескольких факторов опасности, связанных с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию (летную и наземную, коммерческую и техническую). Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится контроль состояния авиатехники, контроль за выполнением технического обслуживания авиатехники, контроль деятельности врачебного здравпункта в части процесса медицинского освидетельствования летного персонала, замена медицинского оборудования; осуществляется постоянный мониторинг производственной деятельности и технологических процессов.
Другие риски производственной (основной и вспомогательной) деятельности Риски основной (производственной) деятельности - риски убытков, явно обусловленных и напрямую связанных с осуществлением авиационных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты. Риски вспомогательной (производственной) деятельности - риски убытков, обусловленных, но напрямую не связанных с осуществлением авиационных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков выполняется контроль и координация производственных процессов обслуживания воздушных судов в соответствии с действующими технологическими графиками подготовки воздушных судов структурными подразделениями Группы и сторонними организациями, осуществляется совершенствование технологий, процессов отбора и подготовки персонала, а также обеспечения современным оборудованием и спецтехникой и другие необходимые процедуры. Основные производственные риски Группы подлежат страхованию.
Операционные риски обеспечивающей деятельности и прочие риски
ИТ-риски Риски убытков, связанных с применением компанией информационных технологий. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков налажено взаимодействие с поставщиками и разработчиками ИТ-систем, проводится резервирование каналов связи, резервное копирование данных, организован набор квалифицированных сотрудников и их обучение, проводится анализ причин сбойных ситуаций в работе ИТ-систем.
Кадровые риски Группа рисков, источником или объектом которых является персонал Группы (или отдельный работник), в том числе отсутствие требуемого/надлежащего количества персонала, определяемого текущими и перспективными бизнес-планами, а также реализуемыми бизнес-процессами. Кадровые риски могут рассматриваться как любое действие или бездействие со стороны персонала (человеческого ресурса). Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков организован процесс эффективного набора сотрудников, проводится их обучение, организуются мероприятия по повышению профессиональной квалификации, проводится мониторинг соответствия уровня зарплат сотрудников рыночным условиям, предоставляются социальные льготы и гарантии. Для снижения последствий и/или вероятности реализации коррупционного аспекта кадрового риска проводится контроль соответствия и исполнения антикоррупционных процедур требованиям законодательства по предупреждению и противодействию коррупции, организован безопасный, конфиденциальный и доступный способ информирования о фактах нарушений законодательства, внутренних процедур.
Правовые (юридические) риски Риски убытков, возникающих при несоблюдении законодательства, несоответствии внутренних локальных нормативных документов законодательству, несвоевременном приведении локальных нормативных документов в соответствие с законодательством, нарушении договоров, а также в связи с противоречивостью или неопределенностью законодательного регулирования, изменениями законодательства, которые могут негативно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность Группы «Аэрофлот». Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков организовано своевременное информирование структурных подразделений об изменениях законодательства, проводится анализ договоров на предмет соответствия их соответствующим требованиям законодательства.
Процессные риски Риски убытков, связанные с ошибками во внутренних процессах Группы «Аэрофлот». Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводятся мероприятия по анализу и совершенствованию бизнес-процессов, ведется контроль соблюдения требований нормативной документации, проводится обучение сотрудников.
Риски качества закупаемых запчастей, агрегатов, компонентов и материалов Риски убытков, обусловленных качеством и аутентичностью (подлинностью) закупаемых Группой «Аэрофлот» запчастей и агрегатов, а также компонентов и материалов, обеспечивающих основную деятельность. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков проводится мониторинг и анализ качества поставок и деятельности поставщиков, проводятся мероприятия по совершенствованию процессов закупок и выбора поставщиков.
Риски экономической и информационной безопасности Риски убытков, связанные с изменениями во внутренней и внешней среде организации, которые могут привести к потере экономической стоимости предмета безопасности. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков ведется мониторинг, эффективное и систематическое выявление угроз, уязвимостей, их локализация и предотвращение, контроль за соблюдением сотрудниками требований по экономической и информационной безопасности, проводятся на постоянной основе работы по выявлению и пресечению нарушений.
Юридические риски исполнительных органов управления Компанией Риски убытков, связанные с возможным привлечением физических лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов или являющихся членами коллегиальных исполнительных органов, к гражданской или административной ответственности за действия или бездействия, совершенные ими при исполнении функций по управлению Компанией. Группа «Аэрофлот» реализует различные программы страхования, покрывающие широкий спектр операционных рисков обеспечивающей деятельности, включая страхование автотранспорта, расширенное страхование гражданской ответственности, страхование ответственности в отношении опасных производственных объектов, ответственности владельцев складов временного хранения, ответственности членов Совета директоров и Правления, страхование имущества.
Риски воздействия внешних (неподконтрольных) факторов Риски убытков, имеющие внешние (не зависящие от предприятия) причины и присущие любому виду деятельности (природные риски (естественные опасности), риски техногенных катастроф и другие). Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков принимаются необходимые меры реагирования, в том числе приостановление полетов, изменение маршрутов, введение дополнительных мер для повышения уровня безопасности полетов и обеспечения авиационной безопасности, усиление санитарно-эпидемиологического контроля.
Инвестиционные (проектные) риски Риски, связанные с возможностью возникновения непредвиденных убытков в ситуации неопределенности условий инвестирования. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков организована процедура Due Diligence, осуществляется мониторинг хода выполнения проектов, оценка результатов и контроль бюджетов и другое.
Риски безопасности труда Риски убытков, связанных с факторами финансово - хозяйственной деятельности Группы, способные нанести вред здоровью или жизни человека на рабочем месте. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков улучшаются условия труда, разработано и утверждено руководство по экологическому менеджменту в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 14000, парк пополняется за счет воздушных судов последних поколений, отличающихся повышенной топливной эффективностью и пониженным уровнем вредных выбросов в атмосферу, выполняются требования директивы ЕС № 2008/101/ЕС и др.
Другие операционные риски Прочие операционные риски. Для снижения последствий и/или вероятности реализации рисков ведется мониторинг работы систем, проводятся мероприятия по повышению эффективности и контролю качества выполняемых работ, проводится работа с авиационными властями, совершенствуется система отчетности.

Информация о влиянии реализации в 2016 году ключевых финансовых рисков

Основные финансовые риски Группы «Аэрофлот» зависят от рыночной конъюнктуры и прежде всего представлены валютными, ценовыми и процентными составляющими. На деятельность компании влияют такие факторы как курсы валют (EUR/RUB, USD/RUB, EUR/USD), цены на авиаГСМ и процентные ставки (прежде всего, LIBOR).

Влияние изменения курса валют и других макроэкономических факторов на EBITDA Группы «Аэрофлот»
МЛН РУБ.

Влияние изменения курса валют и других макроэкономических
факторов на EBITDA Группы
«Аэрофлот»<br /><span>МЛН РУБ.</span>

Существенные изменения в динамике указанных риск-факторов оказали значительное влияние на результаты Группы в 2016 году. Прежде всего это связано с сильным изменением валютных курсов и стоимости топлива, а также с высокой волатильностью на валютных и товарных рынках. Основной задачей системы управления рыночными рисками является минимизация зависимости Группы от указанных факторов.

Так, в 2016 году курс рубля по отношению к доллару США вырос на 16,8% по сравнению с предыдущим годом (по состоянию на 31 декабря). По отношению к евро рост рубля был еще более существенным и составил 19,9% за тот же период. Также произошло ослабление европейской валюты по отношению к американской на 3,2%. Последний фактор является негативным для Группы, поскольку номинированные в долларах США затраты опережают по темпам роста номинированную в евро выручку.

Мировые цены на нефть показали сильный рост в 2016 году – цена марки Brent выросла на 52,2%. Негативное воздействие такой динамики на стоимость авиаГСМ в рублевом эквиваленте было сглажено позитивной динамикой курса национальной валюты.

Валютный и ценовой риски

Подверженность Группы «Аэрофлот» валютному риску обусловлена зависимостью значительной части доходов и расходов компании от динамики курса рубля по отношению к евро и доллару США:

  • Группа получает выручку от продажи авиабилетов, и на большую часть международных рейсов цены номинированы в евро;

  • затраты на авиатопливо, лизинговые платежи и техническое обслуживание (основные валютные затраты) номинированы в долларах США и евро.

Основная задача управления валютным риском – снизить влияние валютных риск-факторов на Группу. Группа «Аэрофлот» проводит политику сбалансированности поступлений и обязательств по каждой из валют, а также использует инструменты финансового хеджирования валютных рисков. В 2016 году действовала одна сделка валютного хеджирования, однако ввиду рыночных условий ее финансовый результат по итогам года равен нулю. Кроме того, Группа «Аэрофлот» подвергается валютному риску при переоценке активов и пассивов в долларах США и евро. Группа не хеджирует этот риск, поскольку он не влияет на реальные денежные потоки Компании.

Ценовой риск Группы «Аэрофлот» возникает по договорам закупки авиатоплива, так как контрактная формула ценообразования привязана к мировым ценам на нефть. Традиционно Группа использует инструменты хеджирования для управления ценовыми рисками. В 2016 году таких сделок не заключалось, и риски на 2017 год по состоянию на 31 декабря 2016 года не хеджировались. Хеджирование в 2017 году возможно в течение года на основании регулярной оценки рисков и тестирования возможных сделок хеджирования по Методике финансового хеджирования.

Динамика курсов EUR/RUB, USD/RUB

Динамика курсов EUR/RUB, USD/RUB

Динамика BRENT и USD/RUB

Динамика BRENT и USD/RUB

Процентный риск

Подверженность Группы процентному риску связана с изменением процентных ставок на денежном рынке, которые связаны со стоимостью заемных средств компании. Так, расходы по лизинговым контрактам Группы «Аэрофлот» привязаны к рыночным процентным ставкам USD Libor на шесть и три месяца. В 2016 году первые выросли с 0,6117%, до 0,9979%, а вторые увеличились с 0,8423%, до 1,3177% по сравнению с 2015 годом (по состоянию на 31 декабря).

Одним из распространенных вариантов снижения процентного риска является заключение сделок «процентный своп». В соответствии с подготовленным консультантами Группы отчетом по хеджированию, данный риск-фактор имеет относительно низкую материальность для Группы, и перевод плавающей ставки в фиксированную на текущий момент не рассматривается.

Динамика ставок Libor 6m/3m

Динамика ставок Libor 6m/3m

Страхование операционных рисков

Группа «Аэрофлот» использует страхование в качестве эффективного инструмента управления рисками. Группа «Аэрофлот» исходит из принципа обеспечения возможно полного покрытия по всем видам страхуемых рисков.

Основные производственные риски Группы страхуются, причем в общей структуре расходов на страхование более 65% приходится на авиационные риски, такие как риски уничтожения, пропажи или повреждения воздушных судов, риски ответственности перед имуществом и здоровьем третьих лиц, которым компания оказывает услуги по перевозке.

Группа также реализует различные программы страхования, покрывающие широкий спектр неавиационных операционных рисков обеспечивающей деятельности, включая страхование автотранспорта (ОСАГО, каско), расширенное страхование гражданской ответственности, страхование ответственности в отношении опасных производственных объектов.

В 2016 году все договоры страхования возобновлялись в плановом режиме. При этом дочерние авиакомпании ПАО «Аэрофлот» включались в консолидированное перестраховочное покрытие, что способствовало снижению ставок страхования. Также снижению ставок способствовала стабилизация международного рынка авиационного страхования. Ставки по страхованию в среднем снизились на 20%. Таким образом, несмотря на увеличение стоимости парка воздушных судов общая премия по страхованию авиационных рисков снизилась по сравнению с предыдущим периодом страхования.

Прогноз и планы на 2017 год

Планы по развитию управления рисками включают в себя проведение работ по совершенствованию корпоративной системы управления рисками как в разрезе отдельных видов рисков, так и на уровне структурных подразделений и единиц, а также в целом по Группе «Аэрофлот».

В феврале 2017 года генеральным директором ПАО «Аэрофлот» одобрен план-график реализации мероприятий по повышению эффективности КСУР в 2017 году, который включает следующие мероприятия:

  • утверждение и внедрение в деятельность Стандарта управления рисками Группы «Аэрофлот», реализующего концепцию единой методологии управления рисками;

  • обучение работников Компании и дочерних обществ в области управления рисками и внутреннего контроля;

  • актуализация реестра и карты рисков, включающая исследование выявленных рисков.